Машина занимает очень много места. Для парковки в среднем нужно около 10 кв. м — место под машину, пространство для подъезда и открытия дверей. Это кажется небольшим пространством в масштабах города или даже двора. А если таких желающих 10, то нужно уже порядка 100 кв. м — это площадь очень хорошей квартиры. А если ещё больше? О том, где найти в городе свободное место, как платные парковки регулируют спрос и предложение и какова роль цифровизации в систематизации парковочного пространства для TR.ru — Транспорт в России рассказывает Сергей Кечуткин — эксперт в области организации парковочного пространства, генеральный директор «PROF-IT Городские решения».
Где найти свободное место?
Найти парковку — не проблема для маленького городка с небольшой плотностью жителей. В мегаполисах высокая плотность населения приводит к конфликтам — места реально мало, и приходится жертвовать интересами одного человека ради общего блага.
Поэтому города проводят транспортную политику, вводят платные парковки и ориентируют улицы, в первую очередь, на пешеходов. Новые технологии действительно меняют города. Правда, эти изменения не сильно бросаются глаза и не всегда сразу понятен их эффект.
Цифровизация затронула практически все сферы жизни города, включая транспортную, где организация уличных парковок имеет большое значение. Сегодня системы управления парковочными пространствами востребованы как городскими муниципалитетами, так и коммерческими компаниями. Они позволяют разгрузить парковки и в целом транспортную сеть.
Проблемы с парковками в городах — следствие хаотичности распределения пространства при росте уровня использования автомобилей на 5-10% ежегодно. Согласно статистике, оборачиваемость нерегулируемых парковок по будням с 9:00 до 18:00 — один-два автомобиля. Вследствие этого возникает проблема свободных мест. Отчасти причина тут в самих автолюбителях, которые злоупотребляют «бесплатными» местами, надолго паркуя свои машины.
Платная парковка — один из ключей к решению проблем загруженности дорог
Профессор городского планирования Дональд Шуп (Donald Shoup) в своей работе «Высокая стоимость бесплатной парковки» («The high cost of free parking») доказал, что бесплатные парковки обходятся городу дороже, нежели оборудованные платные стоянки. Практическая реализация проектов по цифровизации парковочного пространства в городах подтверждает это утверждение. «Хуже платной парковки может быть только отсутствие парковки», — утверждает он. Основные тезисы автора:
- бесплатная парковка увеличивает трафик в городе;
- чем больше машин, тем выше содержание углерода в воздухе;
- за содержание «бесплатной» парковки горожане платят из своих налогов;
- поиск свободного парковочного места занимает много времени;
- из-за бесплатных парковок пустуют платные внеуличные паркинги;
- владельцы зданий вынуждены иметь собственные парковки для жителей, работников или клиентов.
Шуп даёт следующие рекомендации:
- установить такой справедливый тариф на уличную парковку, чтобы одно-два места были свободны всегда;
- прибыль от работы платных парковок отдавать на улучшение улиц с этими парковками;
- ограничить или полностью исключить размещение дворовых парковок в новых девелоперских проектах.
Следует отметить, что некоторые изложенные в книге Дональда Шупа принципы организации парковочных пространств и ценообразования нашли отражение и в недавно утверждённых методических рекомендациях Минтранса России.
Цифровизация систематизирует парковочное пространство
Качественное управление парковочным пространством города обеспечивает автомобилистам свободные места в течение рабочего дня и способствует снижению количества нарушений правил парковки. После создания сети умных паркингов муниципалитеты получат реальный инструмент по распределению нагрузки на городскую дорожную сеть.
Практика показывает, что цена места на парковке в платный период вполне доступна для среднестатистического автовладельца. В то же время дорожный фонд получит дополнительный доход, который может быть направлен на развитие транспортной инфраструктуры или в целом на благоустройство города.